Vera (voljena) wrote,
Vera
voljena

Category:

Подполковник Джордже Иванов vs НАТО

Однажды Музей воздухоплавания, который находится недалеко от белградского аэродрома "Никола Тесла", посетила делегация НАТО. Осмотрев экспозицию, американский офицер обратился с вопросом к экскурсоводу Петару Поповичу: "Каково это - противостоять самой мощной военной силе на свете?" И гид ответил: "Я НЕ ЗНАЮ, МЫ НИКОГДА НЕ ВОЕВАЛИ С РОССИЕЙ."
А вот с НАТО воевали в 1999-м. С тем временем связано много и трагических, и героических событий. Есть и свои легендарные истории. Одна из них о том, КАК НАТОвские БОМБАРДИРОВЩИКИ РАКЕТАМИ ПО ДОСКАМ ПАЛИЛИ. А всё благодаря подполковнику ДЖОРДЖЕ ИВАНОВУ, с которым мы недавно встретились.

20171113_152612.jpg
Бывших офицеров не бывает. С этой известной фразой трудно не согласиться. Джордже Иванов, хотя и вышел на пенсию в 2001 году, всё равно остался офицером. Причём боевым офицером.

Уверенная походка, открытый взгляд, твёрдое рукопожатие и сейчас «выдают» лётчика –истребителя с головой.Мы встретились, чтобы поговорить о событиях почти двадцатилетней давности. В 1999 году Джордже Иванов служил в 204-м истребительном полку, базировавшемся в Батайнице.  Здесь, на аэродроме, и началась эта интереснейшая история...
image-0-02-05-201172af735cd40ca1423ab22996860cb44d25c3b4d832fbaa06022cb3fa3a62-V.jpg
Джордже Иванов в 1999 г.

Ночь на 24 марта 1999 года была самой долгой в жизни Джордже. Во время авианалёта укрытие, в котором он находился вместе с товарищами, буквально ходило ходуном. Стены наклонялись на 15-20 сантиметров, грохот стоял неимоверный. Не удивительно, что перед глазами Джордже, как он сам признался, словно кинофильм пролетела вся его жизнь. Но вид разгромленного аэродрома оказался куда страшнее. Вот тогда-то он и вспомнил один эпизод из детства.

Джордже родился в македонском городке Струмица. Когда мальчишке было лет двенадцать, вместе с друзьями он решил принять участие в школьном карнавале.  Задумка была прекрасная: построить настоящего Троянского коня, а самим сыграть роли греческих воинов. Античная легенда ожила благодаря таланту друзей и старым доскам, которые они собирали повсюду – от чердаков до старых полевых туалетов.Тогда, в 1999-м, Джордже предложил снова построить «троянского коня», но теперь уже в виде боевого МИГ-29. Генерал Спасое Смилянич отнёсся к этой идее скептически, а полковник Миленко Павлович, командант 204-го истребительного полка, даже пообещал Джордже печёного ягнёнка, если он соберёт  хотя бы один макет. Но «добро» было дано, а для Джордже этого было достаточно.

20171008_120713.jpg
Во время работы над макетом, октябрь 2017

Буквально тут же появился чертёж будущей ложной цели. Сам Джордже Иванов сравнил его с рисунком из детской песенки «Точка, точка, запятая». Материалы получали с мебельной фабрики и из типографии – печатные формы очень напоминали алюминий. В его макетную команду вошли мастера-моделисты Бранко Вуевич и Радо Благоевич. Для них это тоже был своего рода подвиг: одно дело – построить модель с простейшим резинным двигателем, и совсем другое – воссоздать один к одному настоящий истребитель.

На первый «МИГ» ушло больше трёх недель. Чертёж – это только начало. Потом возникают десятки технических вопросов, требующих быстрого решения. Вторую «машину» собрали уже за 7 дней, на последующие уходило не больше трёх. Когда полковник Миленко Павлович увидел Джорджев «МИГ», то спросил: «Почему этот самолёт без вооружения?» И проиграл-таки ягнёнка!
Exif_JPEG_420
Во время работы над макетом, октябрь 2017

К сожалению, «макетный дебют» прошёл неудачно  — не  выдержала ось, при помощи которой «самолёт» вывозили на позицию. Как его успели спрятать за десять минут до налёта – для Джордже до сих пор загадка. Из-за первой неудачи настоящий «МИГ» не спасли. Но все ошибки были учтены, и теперь вместо боевых самолётов погибали «деревянные игрушки».

Чтобы обмануть противника, в ложных машинах устанавливали радио, а в «моторах» жгли керосин. Номера на макетах полностью соответствовали номерам настоящих «МИГ»-ов. И когда в штабе противника подсчитывали сербские потери, они, мягко говоря, не соответствовали действительности. А теперь просто прикиньте: сколько стоит боевая ракета, а сколько — деревянная цель, на которую её нацеливали? Цифры просто не сопоставимые! Вот вам и "троянский конь"!

Я спросила Джордже, что он чувствовал, когда его «деревянные произведения» разлетались на куски. «Я думал только о том, как спасти настоящую авиатехнику, — ответил он, — но сейчас очень хочу вернуть жизнь последнему макету, который уцелел буквально чудом. Он заслужил право стоять рядом с боевыми машинами в музее авиации!"

20171008_121701.jpg

Да, бывших офицеров не бывает, поэтому слова у Джордже Иванова с делом не расходятся. И деревянный свидетель горячих событий 1999-го года на днях занял своё законное место недалеко от аэродрома «Никола Тесла».Надо сказать, что ни наград,  ни званий за свои «МИГ»-и Джордже Иванов не получил. Хотя историю о его ложном аэродроме можно услышать далеко за границами Сербии. Джордже, имея в своей  лётной книжке 1800 часов, проведённых за штурвалом боевого самолёта, простился с небом в 2001 году и полностью посвятил жизнь семье и творчеству.

Во время нашей встречи Джордже пошутил: «Я лучший художник среди пилотов и лучший пилот среди художников!» В каждой шутке есть доля шутки. Джордже Иванов – один из известных сербских художников и иконописцев, автор 55 выставок, проходивших буквально по всему свету. Словакия, Франция, Австрия, Италия, Болгария, Америка уже видели его работы. Хотелось бы, чтобы в этом списке наконец появилась и Россия.

image-0-02-05-2de48c2b6c54f54e35404c6b82a230c862aef96e3efb8f475e93bfb26ecb92af-V.jpg
Джордже Иванов рядом со своими картинами на открытии выставки, посвящённой лётчикам Первой мировой войны, в Музее воздухоплавания.

Я смотрела на картины и иконы, которые показывал мне Джордже при помощи вездесущего интернета. Это удивительно – понимать, что и «Троянский конь» босоногого детства, и деревянные «МИГ»-и, и светлые лики на стенах белградского храма Святого Луки – это всё создал один и тот же человек. Сколько же может вместить одна талантливая жизнь!

Но последнее потрясение ждало меня в конце. Когда мы уже прощались рядом со знаменитым сербским «Галебом», стоящим недалеко от входа в Музей воздухоплавания, Джордже показал на самолёт и сказал: «А на этой машине я пережил 22-минутное падение с высоты в 4800 метров… Если бы не опыт и удача…»
Tags: Сербия, война, история, моё, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments